Современному образованию нужен профессионально – компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически го- товый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному профессиональному образованию. Даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога пришедшего на работу может проте кать длительное время.
Разумеется, всем понятно, что любой человек, начинающий свой путь в профессии, должен испытывать затруднения вследствие отсутствия опыта. В Жирновском муниципальном районе 10 молодых педагогов со стажем работы менее 1 года (педагогической деятельности), поэтому в рамках национального проекта «Учитель будущего», в помощь молодым учителям в августе 2020 года Центром сопровождения образовательных организаций создана муниципальная школа молодого педагога. Наибольшее количество молодых учителей пришлось на МКОУ «Медведицкая СШ». В этой школе ведется серьезная работа по подготовке молодых кадров. На апрель-май по дорожной карте ШМП запланирована неделя молодого педагога, где молодые учителя с наставниками должны были показать открытые уроки, мероприятия, мастер-классы. Что из этого получилось поделилась Железнякова А.А., заместитель директора по УВР.

Анализ методической работы школы показал, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают методические аспекты урока, оформление документации. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, т.к. у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи молодым педагогам.
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. В нашей школе работа с молодыми педагогами – это система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого специалиста.

Создание эффективной системы – задача далеко не простая. По нашему мнению, нередкой является ситуация, когда молодой специалист, считает себя способным к реализации образовательного стандарта и творческой педагогической деятельности в большей степени, чем это оказывается на практике. Но всё таки большинство молодых специалистов, пришедшие в наш коллектив за последние несколько лет, проявили себя как инициативные и целеустремлённые педагоги.
Администрация школы заинтересована в том, чтобы успешная деятельность начинающих педагогов была не единичным проявлением, а заранее прогнозируемым (в большей или меньшей степени) итогом системной работы. Проблем, которые надо решать, очень много: это и и адаптация в коллективе, и, наконец, ежедневная методическая подготовка к урокам.
Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, методической подготовки грамотного специалиста решаются в стенах школы.
Таким образом, актуальность и социальная значимость данного вопроса не вызывают сомнения.

Изучив аналитический материал по кадровому составу педагогов, проведя контроль различных характеристик деятельности учителей, пришли к осознанию необходимости внедрения в школе проекта «Наставничество» в рамках деятельности муниципальной школы молодого педагога.
Анализируя опыт работы с молодыми учителями, мы пришли к необходимости создания концептуальной модели педагога. Данная модель динамична и функциональна. Для того, чтобы это отследить нами разработана Программа монито ринга адаптации молодого специалиста.
Цель такой программы: оказание помощи молодым специалистам при адаптации в педагогическом коллективе.
Задачи программы:
• Повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы;
• Оказать методическую помощь в преподавании предмета, в воспитательной работе с обучающимися;
• Обеспечить постоянное освоение современной педагогической теории и практики;
• Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности;
• Создание условий для саморазвития молодых специалистов;
• Оказание психологической поддержки и методической помощи начинающим педагогам.
Мониторинг включает два периода:
• в течение первого года работы молодого специалиста,
• в течение трех лет работы молодых специалистов.
В течение первого года работы выявляются противоречия между профессиональной направленностью молодых специалистов и выбранной ими профессией, происходит переоценка собственных сил. Организуя работу, мы проводим различного рода диагностики, которые помогают решить возникающие проблемы, выявить затруднения в работе. По диагностикам текущего учебного года было выявлено, что больших затруднений в календарно – тематическом планировании у молодых специалистов не возникает (80% преподавателей указали на отсутствие затруднений по дан ному параметру). Но педагогический процесс требует серьёзной гармоничной подготовки учителя.

Анализируя анкеты, были выделены следующие параметры, по которым необходима срочная методическая помощь:
• Современные уроки в соответствии с ФГОС
• Типы и виды уроков
• Формы и методы ведения урока
• Оценка знаний учащихся
• Осуществление наставничества
Анализ тестов по определению творческих возможностей молодых преподавателей показал, что самооценка у всех достаточно высокая: они все определили себя творческими педагогами, стремящимися к саморазвитию. Конечно, может это и мешает в повседневной работе.
Среди факторов, помогающих повысить стремление к саморазвитию, большее число ответов пришлось на «интерес к работе» (79%), дальше по убывающей – доверие (65%), влияние коллег (34%). Такой фактор, как учеба на курсах повышения квалификации, был отмечен в меньшей степени. Это говорит о том, что молодые педагоги, только начавшие трудовую деятельность, больше доверяют своим коллегам и стараются учиться у своих наставников.

По итогам проведенных диагностик планируется работа Наставников (у каждого молодого педагога есть наставник), которая предусмотрела различные формы совместной деятельности:
• Час общения
• Семинары-практикумы
• Психологические тренинги
• Консультации
• Обзор методической литературы
• Круглые столы
• Посещение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий у наставника,
• Совместное изучение молодыми преподавателями и наставниками трудных тем программы,
• Проведение открытых уроков специалистами высшей категории,
• Разработка планов индивидуальной методической работы.

Начинающие учителя с интересом посещают онлайн семинары, вебинары и конференции: «Формы и методы работы на уроке», «Формы контроля качества знаний обучающихся», «Современные педагогические технологии», «Типы и виды уроков. Факторы, влияющие на качество преподавания».
Неоценимую методическую помощь молодые педагоги получают на практических занятиях «Правила работы с учебной документацией», «Требования к современному уроку». Психологическую помощь оказывает педагог – психолог Майер Л. А., организуя консультации: «Психолого-педагогический подход к обучающимся», «Пути выхода из конфликтной ситуации», «Как сбросить э м о ц и о н а л ь н о е и п с и х о ф и з и ч е с к о е н а п р я ж е н и е »
Два раза в год в деятельности Наставничества планируются заседания в активной форме. Например, в марте проведён День молодого специалиста. Где молодые учителя показали открытые уроки, а заседание методической школы было проведено в форме исследовательского проекта по теме «Личностно – профессиональные качества как основа модели современного преподавателя». Работая в творческих группах, молодые преподаватели выявляли личностно – профессиональные качества специалиста, выбирая их из характерных качеств животных, затем подбирали ассоциации к словам «личность», вывели таблицу «профессиональные качества педагога». Говоря об инновационной культуре педагога, сообща искали оптимальный выход из педагогической ситуации. Итогом такого активного взаимодействия стало выведение модели педагога – новатора и выявлены затруднения в проведении уроков.
В апреле проведен единый методический день «От наставничества к профессионализму молодого педагога» в целях повышения качества образования преподавания учебных предметов.

Молодые специалисты проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия совместно с наставниками, где демонстрировали умение:
методически грамотно проводить уроки и мероприятия различных форм, применять индивидуальный подход к обучающимся, выполнять психолого-педагогические и организационные требования к уроку, находить свою «изюминку» в работе.

В Песковском филиале мы посмотрели урок математики во 2 классе «Связь между компонентами и результатом умножения». Наставник Томарова Валентина Петровна, молодой педагог Семёнова Алиса Моисеевна.

В Новинском филиале посетили урок математики в 4 классе «Письменное деление многозначных чисел на двузначное». Наставник Кальдина Евгения Михайловна, молодой педагог Батт Анна Ивановна.

В МКОУ «Медведицкая СШ» Давыденко Василий Павлович – наставник, Тыщенко Степан Николаевич – молодой педагог, провели открытый урок по физической культуре «Лёгкая атлетика» в 6 классе.

Посещая уроки мы наблюдали, что молодые педагоги, под руководством своих наставников, целесообразно используют методы и приёмы обучения, создают положительный психологический климат, рационально распределяют время, активизируют познавательную деятельность учащихся на разных этапах урока, способствовавшие достижению цели урока. Молодые педагоги уверенно проводят рефлексию, таким образом, он владеет умениями аналитической деятельности.
Наставники и молодые педагоги нашей школы — участники межпредметного внутрешкольного проекта – Бинарный урок. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Этот нетрадиционный урок ведут два или несколько педагогов — предметников.  В нашем проекте участвует наставник и молодой педагог. 20 — 22 апреля 2021 года для педагогов школы были проведены открытые бинарные уроки:
— Ляпина Ольга Николаевна (география) и Курбатова Екатерина Юрьевна (английский язык) «Мировой океан и его части», 5 класс;
— Железнякова Анастасия Александровна (музыка) и Чернобровкина Татьяна Николаевна (история) «Восстание Спартака в истории и музыке», 5 класс;
— Хартенко Наталья Александровна (русский язык) и Гринвальд Ольга Андреевна (ИЗО) «Художественный образ весны в литературе и живописи», 6 класс;
— Фёдорова Елена Антоновна (русский язык) и Старикова Елена Геннадьевна (английский язык), 2 класс;
— Тахтамысова Надежда Байжановна (русский язык) и Гасюкова Виктория Дмитриевна (английский язык), 5 класс.
Открытые бинарные уроки позволили увидеть интеграцию знаний из разных областей для решения одной проблемы, дали возможность проследить применение полученных знаний на практике, связь различных предметов. Уроки  прошли успешно, так как работа наставника и молодого учителя была слаженной, творческой. Объединение усилий двух педагогов способствовало усилению управления процессом познавательной и практической деятельности . Смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы молодой педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

На основании полученных результатов выстраивается индивидуальная траектория профессионального роста молодого специалиста. Для этого: тщательно изучаются современные педагогические технологии, интерактивные технологии, выбирается индивидуальная тема методической деятельности.

Важное значение для личностной и профессиональной адаптации начинающего преподавателя имеют индивидуальные собеседования с наставником по различным методическим вопросам. Для более эффек- тивной и результативной работы мы ввели в практику работы составление учебного плана молодого специалиста и наставника, разработали карту наблюдения уроков молодых специалистов, проводим мониторинг успешности молодого специалиста.

print