В соответствии с планом работы отдела по образованию Жирновского муниципального района Волгоградской области на 2021/2022 учебный год, а также в целях повышения уровня профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций по инклюзивному образованию на базе ДОУ МДС №9 «Золотой ключик» г. Жирновска в формате офлайн прошел семинар практикум: «Реализация инклюзивного образования в ДОУ: от теории к практике» Цель данного мероприятия: подготовить педагогов к принятию идей инклюзивного образования, пониманию его задач, способности реализовать в своей деятельности основные принципы инклюзии. Открыла семинар методист МКУ «Центра сопровождения образовательных организаций администрации Жирновского муниципального района» Кузьмичева С.В.

Светлана Валентиновна рассказала, что инклюзивное образование –  такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.

Заведующий ДОУ МДС № 9 «Золотой ключик» г. Жирновска Косьяненко М.Б. начала свое выступление со слов Л.Н. Толстого: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним».

Далее Марина Борисовна рассказала об изменениях в образовательной политике РФ, гуманизация образования и общества в целом напрямую отражаются в отношении к «особенным» детям – детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Проблема сопровождения детей раннего возраста заключается в отсутствии комплексного подхода со стороны различных социальных институтов, недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, знаний физиологии ребенка среди родителей, недостаточной освоенности периода жизни детей от рождения до 3 лет с педагогической точки зрения, с доминирующим приоритетом медицинских служб в этот период сопровождения. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, и применение различных традиционных и инновационных технологий обучения и воспитания.

Старший воспитатель Шароварова В.Н. поделилась опытом работы в данном направлении: «перед нашим дошкольным образовательным учреждением в 2016 встал вопрос об организации инклюзивного образования в условиях детского сада, т. к. группы доу стали посещать дети –инвалиды. Вопросы: как организовать деятельность с детьми, имеющими нарушения в развитии? Что необходимо для создания групп комбинированной или компенсирующей направленности?

Работа по внедрению инклюзивного образования была построена в несколько этапов:

— создание нормативно-правовой базы и локальных актов;

— выявление ресурсов: наличие кадров, возможностей родителей, «зона ближайшего развития» дошкольника с особыми потребностями, методическое обеспечение ДОУ, развивающая среда;

— разработка стратегии инклюзивной практики: постановка позитивной цели развития ребенка (целевые ориентиры), встречи с родителями, адаптированные программы, индивидуальные образовательные маршруты, использование вариативных форм;

— организация повышения профессиональной квалификации педагогов и специалистов;

— повышение родительской компетенции;

— реализация сетевого взаимодействия с организациями – партнерами.

В настоящее время детский сад, включающий 8 дошкольных групп, активно работает в направлении создания условий единого инклюзивного пространства

— 2 группы общеразвивающей направленности

— 6 групп комбинированной направленности

Служба ранней помощи

Высококвалифицированная команда специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по ф/к, 2 музыкальных руководителя (все педагоги прошли курсы повышения квалификации).

Организационно-методическое обеспечение (ООП, АОП, индивидуальные образовательные маршруты, доп. образ. программа)

Материально-техническое обеспечение (музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, изостуди, мини-музей «Русская изба»).

На сегодняшний день ДОУ посещает более 160 детей, из них 8 «особенных» детей. Все дети имеют заключение ТПМПК – дети с ОВЗ (для каждого ребенка по результатам заключения ТПМПК разработаны адаптированные программы.

Основной целью работы педагогического коллектива является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности. Педагогический коллектив старается организовать для каждого ребенка условия для развития адаптивных и коммуникативных возможностей, для сенсорного обогащения, как основы интеллектуального развития.

В практической части семинара воспитателями и специалистами ДОУ были подготовлены различные виды деятельности с «особенными детьми», которые предполагают выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.

«Айболит в гостях у ребят» (игротерапия в работе с особенными детьми) – воспитатель Лыскова С.И.

«Песочная страна – Страна Чудес» (песочная терапия в инклюзивном пространстве) – воспитатель Горшкова Н.Ю.

«Путешествие капельки в силуэтную страну» (использование технологии нетрадиционного рисования) – воспитатели Ткаченко Н.В., Чумаченко М.Р.

«Остров здоровья» (физкультурно-оздоровительная работа в условиях инклюзивного образования в ДОУ) – инструктор по физической культуре Дмитриева Г.Н.

«В мире музыки» (техника музыкального воздействия в коррекционной работе с особенными детьми) – музыкальный руководитель Курочкина Н.И.

«Путешествие к звездам» (кружковая работа как средство социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ) – учитель-логопед Казакова Л.С., педагог-психолог Деревьева Н.В.

Подводя итог семинара-практикума можно сказать о том, что для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

print