26 января по плану отдела по образованию администрации Жирновского муниципального района прошло методическое объединение для учителей начальных классов «Формирование и развитие речевой среды как условие становления личности ученика». Методист МКУ «Центр сопровождения образовательных организаций» Кузьмичёва С.В. подробно рассказала о работе образовательных организациях в условиях коронавирусной инфекции, о «Санитарно- эпидемиологических требованиях к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,о рекомендациях по борьбе с новым штаммом «омикрон», о подготовке к всероссийским проверочным работам в четвертых классах. Вопросу повышения качества образования в образовательных организациях Жирновского муниципального района уделяется достаточное внимание. Своим опытом работы поделились учителя начальных классов МКОУ «СШ №2» Клименко Н.С., Рыбенец О.В. «Формирование и развитие речевой среды как условие становления личности ученика» – это не только тема нашего сегодняшнего выступления, но и название муниципальной экспериментальной площадки, над проблемами которой работает весь педагогический коллектив школы»- отметила Клименко Н.С. Цель программы: создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся и формирование их лингвистической компетенции в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Безусловно, проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании, так как речь является основой умственной деятельности и средством человеческого общения. Для ребенка хорошая речь – это залог успешного обучения и развития. Традиционно с языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления:

  1. работа над словом (лексический уровень);

  2. работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

  3. работа над связной речью.

Чуть подробнее остановимся на современных методах.

Сторителлинг — это новомодное понятие, а по сути, хорошо забытый проверенный метод «рассказывание историй». В русском языке для этого термина имеется синоним – «сказительство», искусство увлекательного рассказа.

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

При использовании метода сторителлинга в школе специалисты рекомендуют применять следующие его виды: Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

Метод «Корзина идей» реализуется по определенной схеме:

Педагог спрашивает обучающихся о том, что они знают и думают по той или иной проблеме. Каждый из детей сам пытается вспомнить и сделать записи в тетради о том, что ему известно по данному вопросу. На этот этап отводится не более 2-3 минут.

Дети обмениваются информацией между собой в парах или небольших подгруппах. Составляется список предположений. Хорошо, если он будет визуализирован: на доске нарисована корзина, в которую «складываются» мысли и мнения каждой подгруппы или пары детей. Высказываемые предположения не должны повторяться на доске.

В ходе урока разрозненная в сознании детей информация выстраивается в логические цепочки с помощью педагога. По мере освоения учебного материала исправляются ошибки в детских предположениях «сложенных» в «корзину идей».

Метод «корзина идей» является одновременно и групповой, и индивидуальной работой.

«Толстые и тонкие вопросы»этот приём используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать:

∙ умение формулировать вопросы;

∙ умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий репродуктивный ответ (чаще это «да» или «нет»).

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый проблемный, требующий глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Приём Фишбоун «Фишбоун» (Fishbone), означает «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». «Фишбоун» — это упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Именно через зрительные образы ребёнок быстрее запоминает любую информацию. Этот приём позволяет развивать навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблему, работать в команде.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста. Качественное обучение — это и разработка учебных программ, и наличие соответствующих эффективных методов обучения, и создание учебников, учебных пособий, дополнительных материалов, и весь этот арсенал, должен быть в руках методически грамотного профессионала–учителя. Руководитель районного методического объединения Усатова Г.В. обсудила план работы на 2022г. и поблагодарила учителей начальных классов за активное участие. Методическое объединение учителей начальных классов прошло насыщенно и позитивно!

print